Транспорт

Новый русский снегоход

Все три модели снегоходов STELS построены на одной базе и различаются только силовыми установками.

Все три модели снегоходов STELS построены на одной базе и различаются только силовыми установками.

Предсерийные прототипы, испытаннные нами и в зимнем лесу, и на нетронутой целине полей с глубоким снегом, и даже на кроссовой трассе, оказались вполне работоспособными машинами.

 

Слухи о том, что бренд STELS вот-вот приступит к серийному производству снегоходов, возникли еще три-четыре года назад. Аккурат после того, как свет увидели первые квадроциклы этой марки. Однако им мало кто верил. Одно дело — научиться скручивать квадрики из китайских и тайваньских машинокомплектов, и совсем иной коленкор — наладить выпуск собственного снегохода. Тут и китайские товарищи не помощники. Ведь сколько ни пытались в Поднебесной соорудить клон снегоходов Yamaha или BRP Ski-Doo, ничего хорошего из этого не выходило.

Во-первых, получались какие-то одноразовые игрушки, а не снегоходы. Во-вторых, по цене китайские snow-поделки изначально не могли конкурировать со стоимостью снегоходов из Рыбинска от компании «Русская механика». Ну не могли даже в Поднебесной с ее дешевой рабочей силой создать что-то путное, встав рядом по ценнику с тем же «Бураном». Собственно, отчасти именно поэтому все разговоры руководства «Веломоторс» о желании производить «снежики» долгое время воспринимались как строительство замков на песке.

Ведь логично было предполагать, что коль у китайцев и тайванцев нет снегохода, то откуда ему взяться у отечественной компании, весь производственный процесс которой «завязан на Китай». Логика логикой, а вот амбиции талантливого бизнесмена, видно, куда сильнее. В этом году вашему корреспонденту довелось побывать на Жуковском мотовелозаводе в Брянской губернии. Масштаб и размах переоснащения старого завода, выпускавшего в советские времена велосипеды «Десна», просто поразил, если не сказать — шокировал.

А когда я увидел готовые к пуску несколько станков для производства снегоходных рам, литейный цех под изготовление пластиковых деталей методом ротоформофки для сноумашин и целый ряд термопластиковых автоматов с соответствующими матрицами, стало очевидно: снегоходу STELS быть.

Но если честно, никто не ожидал, что так скоро. Хотя стоит отметить, что официальные представители «Веломоторс» на премьерном тесте особо подчеркнули, что сейчас для ездовой презентации предоставлены прототипы, в целом близкие к серийной версии. Но так как строительство снегохода — процесс весьма ответственный, то решили на промежуточный испытательный тест машин позвать журналистов и независимых экспертов, выслушать их мнение и, возможно, учесть пожелания.

 

Cнежик с «пятисотым» двигателем — самый управляемый, самый динамичный и, пожалуй, самый дешевый. Если не подкачает качество, нас ждет претендент на лидерство по продажам в классе утилитарных снегоходов.

Итак, никто не скрывает, да и видно все невооруженным глазом, что проектировался снегоход STELS с явной оглядкой на легендарный утилитарный SWT из семейства Lynx. Рама, задняя подвеска с «подламывающейся» пяткой, высокое и комфортное двухместное сиденье, даже пластиковый рундук в багажнике — все очень схоже с достопочтенным «Армейцем». Хотя передний капот, ветровое стекло — итог оригинального творчества дизайнеров «Веломоторс». Модели STELS V800, STELS 625 и STELS 521 принципиально отличаются друг от друга только двигателями. По остальным параметрам это «близнецы-братья».

 

Кроме двигателей и электрооборудования, все компоненты производятся в России, причем большая часть — на заводе «Веломоторс» в Жуковке. Рама — стальная листовая, клепано-сварная. Все модели «снежиков» STELS относятся к классу SWT (super wide track) с «гусей» шириной 600 мм. Задняя подвеска имеет один гидропневматический амортизатор с ходом 240 мм. Впереди — амортизаторные стойки с ходом 150 мм.

Как показал тест, общая энергоемкость подвесок у всех снегоходов STELS на хорошем уровне. Но на мой взгляд, в заднюю подвеску надо ставить более жесткий амортизатор или же добавить еще один.

Общая эргономика места пилота на твердую четверку. А если производитель не поскупится и установит более высокую рулевую колонку, тогда можно будет поговорить и об оценке пять с плюсом. О появлении в серийных моделях STELS регулируемого по высоте и наклону руля вообще говорить страшно: а вдруг сделают?

 

А вот ветровое стекло мне не понравилось. Точнее, большая амплитуда его «колыхания» при движении. Хотя в целом «ветровик» свои функции отрабатывает на все 100%. Он надежно защищает пилота от встречного холодного ветра, не создает паразитных вихревых потоков в районе пассажирского сидения и, что самое интересное, не ломается при переворотах. В общем, тем, кто любит ездить на снегоходе без шлема и шапки, «ветровик» придется по душе.

Теперь о капоте и странной «яме» по его центру. При первом взгляде на конструкцию возникает подозрение, что здесь будет скапливаться слишком много снега. Ответственно заявляю: не будет! Попав в «яму», он мгновенно растает. При этом двигатель получит заранее просчитанное требуемое охлаждение. И еще один положительный момент: оригинальный капот и ветровое стекло делают снегоход STELS неповторимым и хорошо узнаваемым. Его облик может нравиться или нет, но, главное, он есть.

Что касается силовых агрегатов, то их нужно разобрать отдельно. Начнем с модели STELS V800. Двигатель ODES специально адаптирован для эксплуатации в суровых зимних условиях. Вся электропроводка изготовляется по спецификациям компании «Веломоторс» и способна бесперебойно функционировать при самых критичных температурах. V-образный 4-тактный мотор оборудован системой впрыска топлива. Максимальная мощность — 59,8 л.с. Максимальная скорость на глубоком снегу — не менее 75 км/ч, на твердом снежном покрове — не менее 85 км/ч.

STELS V800 — утилитарный снегоход, предназначенный для выполнения тяжелых работ в труднодосягаемых районах. Преимущественные особенности: запас мощности и экономичность (при контроле скорости расход топлива составляет до 12 л на 100 км пробега). Плавный ход с хорошей тягой на низких оборотах (максимальный крутящий момент 73 Нм на 4000 оборотах) гарантирует отличные ходовые свойства при буксировке тяжелых грузов на прицепе.

 

Появление «шестисотой» модели объясняется, скорее всего, поиском лучшего двигателя. На мой взгляд, у этого снегохода нет будущего.

STELS 521 c мотором HIRTH (Германия). 2-тактный движок с принудительным воздушным охлаждением оборудован карбюратором Brisk c защитой от перелива. Агрегат эластичен и обеспечивает максимально мягкий ход. При весе 31 кг двигатель развивает мощность 52 л.с. 38 KW при 6500 об/мин, максимальный крутящий момент 60 Нм на 5700 оборотах. При контроле скорости расход топлива — до 15 л на 100 км пробега. На мой взгляд, модель STELS 521 — самая перспективная и удачная по соотношению мощности к общему весу. STELS 625 вооружен тем же двигателем HIRTH (Германия), но другого поколения. 2-тактный мотор с принудительным воздушным охлаждением оборудован двумя карбюраторами Dellorto.

При весе 35 кг двигатель развивает мощность 65 л.с. 47,8 KW при 6300 об/мин. Максимальный крутящий момент в 73 Нм достигается на 6000 оборотах. Честно говоря, эту машину я вообще не понял. Из-за двух карбюраторов курок газа тяжелый. Управляется аппарат хуже «пятисотки», а прибавка в мощности проявляется только на прямой в небольшом увеличении максимальной скорости. В общем, странный аппарат. И если он не дойдет до конвейера, никто не заплачет.

 

Прыгать на SWT с V-образным 4-тактным мотором — кощунство. Этот снегоход должен тянуть полторы тонны груза не поперхнувшись, что и делает STELS V800.

По предварительным планам, первые снегоходы STELS должны поступить в продажу летом-осенью текущего года. Цену на «снежики» собираются удержать в пределах 180 000–210 000 рублей. В базовую комплектацию собираются включить расширительные накладки на лыжи, модульное двухместное сидение, подогрев курка и ручек руля. Аттракцион невиданной щедрости? Берите выше! Судя по всему, нас ждет основательная встряска всего отечественного снегоходного рынка.

 

 

.