Транспорт

Росомаху выпустили на волю

275 000 рублей — такова розничная цена на «Росомаху 800» 2014–2015 гг. от STELS. При нынешних скачках цен на импортную продукцию, отечественный снежик выглядит особо привлекательным.

275 000 рублей — такова розничная цена на «Росомаху 800» 2014–2015 гг. от STELS. При нынешних скачках цен на импортную продукцию, отечественный снежик выглядит особо привлекательным.

Протестировав в республике Хака­сия абсолютно новый снежик «Росомаха 800» от STELS мы сделали однозначный вывод: русский снегоход — достойный вариант, который едва ли уступает именитым конкурентам.

Не подумайте только, что автор этих строк живет в параллельном измерении, называя STELS «Росомаху 800» абсолютно новым снегоходом. Так-то я в курсе, что сноумобиль под этим названием впервые сошел с конвейера еще ранней осенью 2013 года. Однако у «Росомахи» 2014–2015 модельного года нет вообще ничего общего (кроме, пожалуй, внешности да имени) со своей предшественницей. К чему нужны были столь кардинальные перемены в содержательной части снегохода? Да все очень просто: первый блин по созданию «Росомахи 800» вышел комом. На снежике стоял китайский 800-кубовый мотор Odes, не отличавшийся качеством. Поставщики амортизаторов и всей ходовки «Росомахи» тоже подкачали, подсунув на производство совсем не то, что обещали. Были некоторые просчеты в системе охлаждения. Так что, проведя работу над ошибками, стелсовцы полностью переработали свое детище, доведя его, как мы убедились на тест-драйве в селе Приисковое в Хакасии, практически до полного совершенства.

 

Приборная панель фирмы Koso даже в мороз работает на пятерку с плюсом. Единственное, что вызвало небольшое нарекание, — это угол установки, из-за чего приборку слегка закидывает снегом.

Начнем с силовой установки. Под капотом «Росомахи», как несложно догадаться из названия, спрятан 800-кубовый двухцилиндровый инжекторный четырехтактник собственной разработки STELS. Но несмотря на то что мотор российский, сделан он в Японии (то есть инженерная мысль отечественная, а вот изготовление валов, шестерней и финальная сборка доверены тем, кто на этом деле уже не одну собаку съел. И то что к мотору снегохода приложили руку японцы, видно сразу: очень добротно и с большой культурой производства собран. Заводится в буквальном смысле с полтычка и работает ровно, без посторонних шумов и звона. Благодаря идеально подобранному балансирному валу, мотор не просто работает, а шепчет… К слову сказать, STELS настолько уверен в своем силовом агрегате, что дает на него отдельную трехлетнюю гарантию.

Насколько оправданно ставить на снеж четырехтактный двигатель? Ведь двухтактники, как известно, мощнее, да и в морозы заводятся лучше… Не стоит торопиться с выводами. На стелсовском моторе в базовой комплектации установлен своеобразный предпусковой подогреватель. В случае необходимости специальным проводом электрический нагреватель внутри мотора соединяется с клеммами аккумулятора, 5–7 минут — и масло в картере становится теплым и жидким, благодаря чему двигатель без проблем запускается даже в самый лютый мороз. Скептики непременно скажут, что, мол, за это время «кипятильник» высадит АКБ и стартер попросту не провернет коленвал. Напрасные опасения. На «Росомахе 800» стоит сразу две аккумуляторные батареи повышенной емкости.

Попробуем стелсовскую «Росомаху» в деле. После ночевки на улице в 23-градусный мороз все снегоходы, коих было на тесте 7 штук, поутру прекрасно завелись и без электроподогрева. Пока двигатель прогревается на холостом ходу, методом тыка изучаем органы управления. Все логично: на левой стороне — кнопки стартера, включения ближнего/дальнего света, а также клавиши подогрева ручек и курка газа. На этой же стороне тормозная рукоятка. На правой стороне руля — лишь курок газа и кнопка аварийного глушения мотора. В общем, классика жанра, как и на любом другом снегоходе.

 

Двигатель, установленный на «Росомаху 800», хоть и разработан в России собственным конструкторским бюро STELS, произведен в Японии. Согласитесь, движок made in Japan на бюджетном снегоходе — это сильное конкурентное преимущество.

Попрыгаем на сидушке. Она приятна во всех отношениях: правильная форма, сидишь, словно на царском троне. На пассажирском месте тоже все на высшем уровне, а для большего комфорта присутствует спинка, поддерживающая поясницу. Посадочные места однозначно располагают к вояжу на дальняк. Ну что ж, двигатель, судя по всему, вышел на рабочую температуру, можно выдвигаться в горы. Рычаг селектора КПП расположен под левую руку. Ручка имеет четыре положения: L — пониженная передача, H — повышенная, R — задний ход и N — нейтраль. Коробка переключается с четкостью затвора на хорошем карабине. Включаем повышайку и газ, что называется, в пол. Тяжелая машина (а снаряженная «Росомаха» весит аж 370 кило) уверенно срывается с места. Если верить спидометру, за считанные секунды снежик преодолел отметку в 50 км/ч, а ускорение и не думает кончаться! 67 лошадок, которые в пике выдает мотор, хватает стелсовскому снегоходу с лихвой. Что с крутящим моментом? Его тоже предостаточно — 73 Н/м. Благодаря такой тяге «Росомаха 800» способна тянуть за собой сани весом до 300 килограммов. Да что там сани! Автомобиль потащит!

В горах снега намело немало. В иных местах, пытаясь пройти на своих двоих, проваливаешься по пояс, а то и по грудь. А вот «Росомахе 800» пухляк нипочем. Во-первых, довольно широкая 60-сантиметровая гусеница с высотой грунтозацепов 22 мм прекрасно держит машину даже на свежевыпавшем снегу, не давая ей провалиться. Во-вторых, в стоковой комплектации снегохода идут расширители лыж, что также положительным образом сказывается на «плавучести» сноумобиля. Правда, имеется и обратная сторона медали этих расширителей: снегоход не слишком отзывчиво реагирует на руль. Не утюг, конечно, но чтобы сделать змейку вокруг берез, нужно изрядно постараться. Для чистоты эксперимента снимаем расширители. Снегоход становится заметно острее в управлении, да и не сказать, что на узких лыжах чаще вязнет в снежных заносах.

 

Несмотря на широченную гусеницу, снегоход от STELS в целом очень даже неплох в управлении. Сказать спасибо за это следует конькам лыж, на основания которых наварены твердосплавные вставки, обеспечивающие послушность руля практически на любом покрытии. От себя добавим, что без расширителей лыж «Росомаха» управляется лучше.

Нет, рассказывать байки о непотопляемости «Росомахи 800» в снегах мы не будем. Есть места, где любому снегоходу суждено зарыться. И в таких ловушках в ходе двухдневного тест-драйва не раз оказывались и мы. Спасало то, что подобралась хорошая компания. Без лишних слов каждый был готов прийти на выручку. Реально ли откопать зарывшуюся в глубоком снегу «Росомаху» в одиночку или вдвоем? Пожалуй, нет. Поэтому установить лебедку будет отнюдь не лишней тратой денег. Тем паче что места под ее установку (как спереди, так и сзади, если пожертвовать большим пластиковым кофром, входящим в стоковую комплектацию) предусмотрены конструкцией. Конечно, не совсем корректно было устраивать тест утилитарника в горах, ведь он «заточен» под эксплуатацию в совершенно иной местности. Что поделать! Ведь только в Приисковом в конце октября можно увидеть настоящую русскую зиму, чтобы испытать в преддверии сезона новинку. И каково же было удивление журналистов, когда тяжелый утилитарный снегоход, словно горный козлик, вскарабкивался на довольно крутые горки и лихо, даже играючи, спускался с них.

Снегоходы никто из испытателей особо не жалел. Это был реальный тест-драйв, а не бутафорская покатушка фотосессии ради. Потрясающе! Ни один из подопытных снегоходов не дал ни малейшего сбоя. Даже лампочка ни на одном не перегорела. Машина у стелсовцев получилась весьма крепкой. И при ее цене 275 000 рублей, думается, она оттянет на себя львиную долю рынка тяжелых утилитарных снегоходов, продаваемых в России. Согласитесь, по такой цене найти 800-кубовый утилит в столь же хорошей комплектации, что и «Росомаха», попросту нереально.

.