275 000 рублей — такова розничная цена на «Росомаху 800» 2014–2015 гг. от STELS. При нынешних скачках цен на импортную продукцию, отечественный снежик выглядит особо привлекательным.
Протестировав в республике Хакасия абсолютно новый снежик «Росомаха 800» от STELS мы сделали однозначный вывод: русский снегоход — достойный вариант, который едва ли уступает именитым конкурентам.
Не подумайте только, что автор этих строк живет в параллельном измерении, называя STELS «Росомаху 800» абсолютно новым снегоходом. Так-то я в курсе, что сноумобиль под этим названием впервые сошел с конвейера еще ранней осенью 2013 года. Однако у «Росомахи» 2014–2015 модельного года нет вообще ничего общего (кроме, пожалуй, внешности да имени) со своей предшественницей. К чему нужны были столь кардинальные перемены в содержательной части снегохода? Да все очень просто: первый блин по созданию «Росомахи 800» вышел комом. На снежике стоял китайский 800-кубовый мотор Odes, не отличавшийся качеством. Поставщики амортизаторов и всей ходовки «Росомахи» тоже подкачали, подсунув на производство совсем не то, что обещали. Были некоторые просчеты в системе охлаждения. Так что, проведя работу над ошибками, стелсовцы полностью переработали свое детище, доведя его, как мы убедились на тест-драйве в селе Приисковое в Хакасии, практически до полного совершенства.
|
Приборная панель фирмы Koso даже в мороз работает на пятерку с плюсом. Единственное, что вызвало небольшое нарекание, — это угол установки, из-за чего приборку слегка закидывает снегом. |
Начнем с силовой установки. Под капотом «Росомахи», как несложно догадаться из названия, спрятан 800-кубовый двухцилиндровый инжекторный четырехтактник собственной разработки STELS. Но несмотря на то что мотор российский, сделан он в Японии (то есть инженерная мысль отечественная, а вот изготовление валов, шестерней и финальная сборка доверены тем, кто на этом деле уже не одну собаку съел. И то что к мотору снегохода приложили руку японцы, видно сразу: очень добротно и с большой культурой производства собран. Заводится в буквальном смысле с полтычка и работает ровно, без посторонних шумов и звона. Благодаря идеально подобранному балансирному валу, мотор не просто работает, а шепчет… К слову сказать, STELS настолько уверен в своем силовом агрегате, что дает на него отдельную трехлетнюю гарантию.
Насколько оправданно ставить на снеж четырехтактный двигатель? Ведь двухтактники, как известно, мощнее, да и в морозы заводятся лучше… Не стоит торопиться с выводами. На стелсовском моторе в базовой комплектации установлен своеобразный предпусковой подогреватель. В случае необходимости специальным проводом электрический нагреватель внутри мотора соединяется с клеммами аккумулятора, 5–7 минут — и масло в картере становится теплым и жидким, благодаря чему двигатель без проблем запускается даже в самый лютый мороз. Скептики непременно скажут, что, мол, за это время «кипятильник» высадит АКБ и стартер попросту не провернет коленвал. Напрасные опасения. На «Росомахе 800» стоит сразу две аккумуляторные батареи повышенной емкости.
Попробуем стелсовскую «Росомаху» в деле. После ночевки на улице в 23-градусный мороз все снегоходы, коих было на тесте 7 штук, поутру прекрасно завелись и без электроподогрева. Пока двигатель прогревается на холостом ходу, методом тыка изучаем органы управления. Все логично: на левой стороне — кнопки стартера, включения ближнего/дальнего света, а также клавиши подогрева ручек и курка газа. На этой же стороне тормозная рукоятка. На правой стороне руля — лишь курок газа и кнопка аварийного глушения мотора. В общем, классика жанра, как и на любом другом снегоходе.
|
Двигатель, установленный на «Росомаху 800», хоть и разработан в России собственным конструкторским бюро STELS, произведен в Японии. Согласитесь, движок made in Japan на бюджетном снегоходе — это сильное конкурентное преимущество. |
Попрыгаем на сидушке. Она приятна во всех отношениях: правильная форма, сидишь, словно на царском троне. На пассажирском месте тоже все на высшем уровне, а для большего комфорта присутствует спинка, поддерживающая поясницу. Посадочные места однозначно располагают к вояжу на дальняк. Ну что ж, двигатель, судя по всему, вышел на рабочую температуру, можно выдвигаться в горы. Рычаг селектора КПП расположен под левую руку. Ручка имеет четыре положения: L — пониженная передача, H — повышенная, R — задний ход и N — нейтраль. Коробка переключается с четкостью затвора на хорошем карабине. Включаем повышайку и газ, что называется, в пол. Тяжелая машина (а снаряженная «Росомаха» весит аж 370 кило) уверенно срывается с места. Если верить спидометру, за считанные секунды снежик преодолел отметку в 50 км/ч, а ускорение и не думает кончаться! 67 лошадок, которые в пике выдает мотор, хватает стелсовскому снегоходу с лихвой. Что с крутящим моментом? Его тоже предостаточно — 73 Н/м. Благодаря такой тяге «Росомаха 800» способна тянуть за собой сани весом до 300 килограммов. Да что там сани! Автомобиль потащит!
В горах снега намело немало. В иных местах, пытаясь пройти на своих двоих, проваливаешься по пояс, а то и по грудь. А вот «Росомахе 800» пухляк нипочем. Во-первых, довольно широкая 60-сантиметровая гусеница с высотой грунтозацепов 22 мм прекрасно держит машину даже на свежевыпавшем снегу, не давая ей провалиться. Во-вторых, в стоковой комплектации снегохода идут расширители лыж, что также положительным образом сказывается на «плавучести» сноумобиля. Правда, имеется и обратная сторона медали этих расширителей: снегоход не слишком отзывчиво реагирует на руль. Не утюг, конечно, но чтобы сделать змейку вокруг берез, нужно изрядно постараться. Для чистоты эксперимента снимаем расширители. Снегоход становится заметно острее в управлении, да и не сказать, что на узких лыжах чаще вязнет в снежных заносах.
|
Несмотря на широченную гусеницу, снегоход от STELS в целом очень даже неплох в управлении. Сказать спасибо за это следует конькам лыж, на основания которых наварены твердосплавные вставки, обеспечивающие послушность руля практически на любом покрытии. От себя добавим, что без расширителей лыж «Росомаха» управляется лучше. |
Нет, рассказывать байки о непотопляемости «Росомахи 800» в снегах мы не будем. Есть места, где любому снегоходу суждено зарыться. И в таких ловушках в ходе двухдневного тест-драйва не раз оказывались и мы. Спасало то, что подобралась хорошая компания. Без лишних слов каждый был готов прийти на выручку. Реально ли откопать зарывшуюся в глубоком снегу «Росомаху» в одиночку или вдвоем? Пожалуй, нет. Поэтому установить лебедку будет отнюдь не лишней тратой денег. Тем паче что места под ее установку (как спереди, так и сзади, если пожертвовать большим пластиковым кофром, входящим в стоковую комплектацию) предусмотрены конструкцией. Конечно, не совсем корректно было устраивать тест утилитарника в горах, ведь он «заточен» под эксплуатацию в совершенно иной местности. Что поделать! Ведь только в Приисковом в конце октября можно увидеть настоящую русскую зиму, чтобы испытать в преддверии сезона новинку. И каково же было удивление журналистов, когда тяжелый утилитарный снегоход, словно горный козлик, вскарабкивался на довольно крутые горки и лихо, даже играючи, спускался с них.
Снегоходы никто из испытателей особо не жалел. Это был реальный тест-драйв, а не бутафорская покатушка фотосессии ради. Потрясающе! Ни один из подопытных снегоходов не дал ни малейшего сбоя. Даже лампочка ни на одном не перегорела. Машина у стелсовцев получилась весьма крепкой. И при ее цене 275 000 рублей, думается, она оттянет на себя львиную долю рынка тяжелых утилитарных снегоходов, продаваемых в России. Согласитесь, по такой цене найти 800-кубовый утилит в столь же хорошей комплектации, что и «Росомаха», попросту нереально.