Транспорт

Легенды горного Алтая

Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

Почему мы так редко ходим в походы? Ведь у нас в стране есть все необходимые условия для этого — огромные необжитые территории с изумительной девственно чистой природой.

Мне посчастливилось принять участие в путешествии «Легенды горного Алтая», организованном брендом «Золотая Бочка» в рамках проекта «Бочка Впечатлений». Победители прошлых этапов уже побывали в Астрахани, на Камчатке, на Байкале, а устроители проекта продолжают популяризировать внутренний туризм.

После четырехчасового ночного перелета мы оказались в Барнауле, погрузились в микроавтобус и направились в сторону Каракольского природного парка «Уч Энмек». Непривычные человеку из средней полосы горные пейзажи будоражили воображение. Повсеместно паслись бесчисленные разноцветные коровы и лошади, вдалеке показывались стада маралов на огороженных пантовых фермах. Утром отправились в долину Каракол. Здесь на удивление хорошо сохранились наскальные петроглифы гунно-сарматского периода IV−V веков нашей эры — высеченные стада оленей и сценки охоты с луком, а также комплекс древних скифских курганов Башадар. На обратном пути наш экскурсовод сокрушался по поводу нового закона об охоте, который никак не вяжется с привычными для местных жителей устоями. Жаловался, что в республике развелось очень много волков.

Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

Отправились дальше в горы, через перевал Чике-Таман в направлении устья реки Большой Яломан, где мы познакомились с нашими инструкторами и впервые сели в рафты. Все ненужные в лесу вещи (деньги, телефон, часы) мы отправили на базу. После инструктажа нам предстояло тестовое задание — переправиться с одного берега Катуни на другой к месту стоянки. Через десять минут стало ясно — легко не будет. А завтра нас уже ждет первый серьезный порог. Выгрузились на стоянке Яломан и за ужином приступили к активному знакомству. По алтайским традициям первый глоток самодельного лимончелло вылили на землю в угоду местным духам, а далее по очереди стали рассказывать о себе, отпивать из большой кружки, говорить «чой-чой» и передавать тару дальше.

Утром позавтракали, собрались, распределились по рафтам. Когда ты не знаешь, что ожидает впереди — тебе не страшно. В составе нашей флотилии были два рафта, одна «распашка» — шестиметровый грузовой рафт с жестким каркасом и двумя огромными веслами — и страховка: каяк и катамаран. Страховка первой проходила пороги и ждала ниже по течению, чтобы в случае чего выловить вывалившихся нас.

Слова излишни, все написано на лицах. Катунь, порог Шабаш (4-я категория сложности из 6-ти). Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

Выучили команды: вперед, табань (назад), держись, стоп, чалимся. С теорией все было ровно, а с практикой как-то не клеилось. В шиверах нас изрядно болтало и заливало водой, к первому серьезному испытанию — порогу Ильгумень — мы подходили со словами Никиты: «Точно кильнемся». Капитаны заметно волновались, туристы были спокойны и беззаботны. Мы еще не видели «большой воды». Задача капитанов очень непростая. С одной стороны, нужно технично пройти опасные пороги, туристам же необходим экстрим — и капитану нужно поймать грань между этими крайностями.

Все тонкости уточнены, грузимся в рафт, затягиваем шлейки на ногах, «Лево вперед, право табань», «Все вперед!», «Скорость!», «Стоп!», «Чалимся». Все пролетело так быстро, что мы почти ничего не успели понять. Крепко держишь весло и смотришь на сидящих перед тобой членов команды, чтобы грести с ними в такт. Несколько раз загребаешь веслом воздух, понимаешь, что вода где-то в полутора метрах под вами, а впереди на вас движется трехметровая стена воды, капитан кричит «Скорость!», и ты начинаешь грести изо всех сил, сбивая дыхание, потому что если ваш рафт не заберется на гребень этой волны, то она вас просто перевернет. Но первый порог позади, Никита дает команду: «Весла вверх!» и поздравляет нас с прохождением порога Ильгумень. Все взбудоражены, глаза блестят, костяшки рук белеют оттого, что мы до сих пор не можем ослабить хватку на своих веслах.

Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

За завтраком на следующее утро бодрый капитан Вася спросил: «Кто хочет попереворачивать катамаран?» Выбрав в далеком прошлом жизненным девизом фразу «Всегда ввязывайся в истории!» героя Квентина Тарантино из фильма «Четыре комнаты», я первым взметнул свою руку в небо. Через несколько минут я облачился в гидрокостюм и отправился к заводи, где меня уже ждал Василий, улыбаясь рыжими усами.

Не успел я привыкнуть к катамарану, как Вася спрыгнул в воду и сказал, чтобы я перевернул его на себя. Засовываю ступни под раму, вытягиваю руки перед собой, чтобы не получить катом по голове, и отклоняюсь назад. Выныриваю через пару секунд совершенно ошарашенный. С тридцатиградусной жары я окунулся в десятиградусную Катунь, наглотавшись воды. Представляю, каково оказаться в таком положении в пороге, когда вода несет на камни. Закрепили упражниение еще три раза. Можно считать, что основы самоспасения на двойке у меня теперь есть. Позже устроили самоспас для всех: усадили в один рафт и так же бодренько перевернули. В глазах всех «спасенных» теперь читалось понимание опасности похода.

После обеда решили половить рыбу. Позакидывали удочки с хитроумной приманкой около часа, поняли, что наши шансы поймать хоть что-то невелики — ледники начали таять не так давно, вода в Катуни еще достаточно мутная, рыбе плохо видно наживку. Вот ближе к августу, когда вода становится кристально прозрачной, тогда хариусы клюют один за другим.

Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

Чтобы никто не заболел после водных процедур, установили походную баню. Поддали немного пивка на камни, баня-палатка стала наполняться горячим паром с хмельным ароматом, похлестали друг друга вениками и выскакивали прямиком в заводь.

На следующий день нас ждало прохождение порога Шабаш (название говорит само за себя). Погода решила добавить драматизма, начал накрапывать дождь. Ситуация осложнялась тем, что порог состоит из двух ступеней, и стоило нам кильнуться в первой, все, кто не утонут сразу, поплывут во вторую ступень, вися на своих спасжилетах. Пошла через порог страховка: двойку мотало на волнах, как спичку, каяк перевернуло на подходах к первой ступени, но он быстро вернулся в нормальное положение.

Погрузились в рафты. Никто не шутит, подкатывает нервная тошнота, но соблазна отказаться ни у кого нет, разве не для этого мы здесь, чтобы проверить себя и победить стихию?! На скорости обходим по правому борту огромную бочку перед входом в порог, изо всех сил гребем по направлению к правому берегу, чтобы успеть обойти «хлопушку», задеваем ее носом, всех ударяет волной, Никиту с кормы кидает в центр рафта, продолжаем грести как ужаленные и благополучно чалимся. Внутри все клокочет, как вода в реке, хочется выдохнуть и успокоиться, но нам предстоит пройти порог еще раз на втором рафте!

Во второй раз прошли первую ступень Шабаша по идеальной траектории. На остальных порогах в этот день лезли в самое пекло и куражились. Может показаться, что пять часов идти на рафте по воде это невыносимая скука, а в реале время на воде пролетает незаметно. Шутки, песни, разговоры, и день прошел.

Фото: Антон Журавков, Владимир Антропов

С утра следующего дня погода не заладилась. Вспомнилась цитата из «Форреста Гампа»: «За это время мы узнали все виды дождя: прямой дождь, косой дождь, горизонтальный и даже дождь, который идет снизу вверх». Все было именно так: ливень шел стеной, в порогах добавлялись брызги, дул холодный ветер, был даже град. Вдобавок ко всему над поверхностью реки свои брачные игрища устроила мошкара. Гребли в этот день часто, не потому что было много порогов, а чтобы согреться.

Но главным испытанием в этот день для нас был не погода, а пороги Тельдекпень 1 и 2. Всей командой сошлись во мнении, что «Пни» нам показались самыми экстремальными порогами. Команды Никиты летели с такой скоростью, что мы успевали сделать по одному гребку, а он уже давал новые указания. Нас «подкусывала» воронка, на большой скорости несло прижимным течением на отвесную скалу, накрывало волнами с головой, мы чуть не столкнулись со вторым рафтом, но, как говорят в таких случаях: «Катунь нас пропустила».

Утром все вещи упаковали в машину и отправили на место нашей выброски. Сами же налегке двинулись дальше. Нижняя Катунь не пестрит таким разнообразием шивер и порогов, как выше в горах, поэтому большую часть времени сплава мы болтали и дурачились. На берегах появлялись небольшие стоянки туристов, выбравшихся из города на выходные. Все махали нам и фотографировали, мы в ответ устроили концерт, особой популярностью пользовалась «My heart will go on» на гитаре, губной гармошке и тамбурине. Остановились осмотреть две достопримечательности: Чемальскую ГЭС и женский православный монастырь на острове Патмос. Неподалеку нас уже ждала машина с нашими вещами. За ужином на базе наговорили друг другу много добрых слов, тепло прощались. Никто не хотел расставаться, никто не хотел признавать, что наше путешествие закончилось.

И почему мы так редко ходим в походы?